CYLAND MediaArtLab примет участие в летнем фестивале современного искусства «Хронотоп» в Выборге (25 июня — 25 сентября 2021).
Цель проекта — подчеркнуть сложность, эклектичность городского пространства Выборга, нанести на его культурную карту новые смыслы и художественные интерпретации. Площадками фестиваля станут центральная городская библиотека Алвара Аалто, водонапорная башня на Батарейной горе и парк Монрепо. Фестиваль проводится при технической и программной поддержке нашей медиалаборатории: в рамках «Хронотопа» CYLAND представит серию инсталляций и видео-арт работ (кураторы — Анна Франц, Варвара Егорова), а также проведет два видеопоказа (кураторы — Виктория Илюшкина, Даша Дафис, Илкка Питканен).
Автор фото: Антон Хлабов
ВОДОНАПОРНАЯ БАШНЯ НА БАТАРЕЙНОЙ ГОРЕ
Батарейный проезд, 2
Инсталляции, объекты, видео, экспериментальный звук
Кураторы: Варвара Егорова, Анна Франц, Елена Губанова
Участники: Анна Франц, Елена Губанова, Иван Говорков, Алексей Грачев, Андрей Строков, Александр Бочков.
В своей новой сайт-специфик многоканальной звуковой инсталляции «Сонм» Алексей Грачев, Андрей Строков и Александр Бочков исследуют акустические свойства пространства. Размещая различные источники звука под бетонными полусферами, художники изучают параметры его распространения и фокусировки. В перформансе задействованы полимерные аккумуляторы, портативные колонки, контроллеры с низким потреблением тока, 3D-печать, генеративное проектирование, которые тонко реагируют на акустические особенности здания, снижая антропоморфный след в минималистично-функциональном пространстве 2-го этажа водонапорной башни.
Ироничное высказывание об истинной мотивации художественного творчества. Только этот горизонт влечет современного художника. Все остальное — лишь выдумка лукавого ума.
Елена Губанова — художник, куратор. Родилась в 1960 году в Ульяновске (СССР). Окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (Ленинград, СССР). Занимается живописью, скульптурой, инсталляцией, видео. Лауреат премии Сергея Курехина (2012, Россия) в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» (совместно с Иваном Говорковым). Работы выставлялись на крупнейших российских и зарубежных площадках, среди которых Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Русский музей (Санкт-Петербург, Россия), Музей Москвы (Москва, Россия), Университет Ка-Фоскари (Венеция, Италия), Художественный музей Челси (Нью-Йорк, США), Kunstquartier Bethanien (Берлин, Германия). Участник параллельной программы биеннале «Манифеста-10» (2014, Санкт-Петербург, Россия) и выставок параллельно с Венецианской биеннале (2011–2019, Италия); многократный участник фестиваля «Киберфест». С 1990 года работает совместно с Иваном Говорковым. Живет в Санкт-Петербурге (Россия).
Иван Говорков — художник. Родился в 1949 году в Ленинграде (СССР). Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (Ленинград, СССР). Занимается философией, психологией, рисунком, живописью, скульптурой, инсталляцией; работает на стыке традиционного искусства и новых технологий. Профессор кафедры рисунка Института имени Репина (Санкт-Петербург, Россия). Лауреат премии Сергея Курехина (2012, Россия) в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» (совместно с Еленой Губановой). Работы выставлялись на крупнейших российских и зарубежных площадках, среди которых Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Русский музей (Санкт-Петербург, Россия), Музей Москвы (Москва, Россия), Университет Ка-Фоскари (Венеция, Италия), Художественный музей Челси (Нью-Йорк, США), Kunstquartier Bethanien (Берлин, Германия), Sky Gallery 2 (Токио, Япония). Участник параллельной программы биеннале «Манифеста-10» (2014, Санкт-Петербург, Россия) и выставок параллельно с Венецианской биеннале (2011–2019, Италия); многократный участник фестиваля «Киберфест». С 1990 года работает совместно с Еленой Губановой. Живет в Санкт-Петербурге (Россия).
Обычно Время считают линией (теоретически, линией бесконечной длины), на которой расположен, как постоянно движущаяся точка, настоящий момент. Однако, точно так же, как линию можно считать последовательностью точек в различных положениях, так и любой движущийся или изменяющийся объект можно считать последовательностью неподвижных вариантов «снимков» самого себя. Художники как бы наблюдают за безмятежностью течения жизни и в то же время разрывают «стрелу времени». Жизнь состоит из повторов, иллюзорно соединённых в одну «реку». Проплывающие из одного экрана в другой безмятежные отдыхающие на самом деле представляют один и тот же момент, размноженный и повторяющийся, лишённый прошлого и будущего, соединенный в один круговорот.
Елена Губанова — художник, куратор. Родилась в 1960 году в Ульяновске (СССР). Окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (Ленинград, СССР). Занимается живописью, скульптурой, инсталляцией, видео. Лауреат премии Сергея Курехина (2012, Россия) в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» (совместно с Иваном Говорковым). Работы выставлялись на крупнейших российских и зарубежных площадках, среди которых Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Русский музей (Санкт-Петербург, Россия), Музей Москвы (Москва, Россия), Университет Ка-Фоскари (Венеция, Италия), Художественный музей Челси (Нью-Йорк, США), Kunstquartier Bethanien (Берлин, Германия). Участник параллельной программы биеннале «Манифеста-10» (2014, Санкт-Петербург, Россия) и выставок параллельно с Венецианской биеннале (2011–2019, Италия); многократный участник фестиваля «Киберфест». С 1990 года работает совместно с Иваном Говорковым. Живет в Санкт-Петербурге (Россия).
Иван Говорков — художник. Родился в 1949 году в Ленинграде (СССР). Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (Ленинград, СССР). Занимается философией, психологией, рисунком, живописью, скульптурой, инсталляцией; работает на стыке традиционного искусства и новых технологий. Профессор кафедры рисунка Института имени Репина (Санкт-Петербург, Россия). Лауреат премии Сергея Курехина (2012, Россия) в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» (совместно с Еленой Губановой). Работы выставлялись на крупнейших российских и зарубежных площадках, среди которых Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Русский музей (Санкт-Петербург, Россия), Музей Москвы (Москва, Россия), Университет Ка-Фоскари (Венеция, Италия), Художественный музей Челси (Нью-Йорк, США), Kunstquartier Bethanien (Берлин, Германия), Sky Gallery 2 (Токио, Япония). Участник параллельной программы биеннале «Манифеста-10» (2014, Санкт-Петербург, Россия) и выставок параллельно с Венецианской биеннале (2011–2019, Италия); многократный участник фестиваля «Киберфест». С 1990 года работает совместно с Еленой Губановой. Живет в Санкт-Петербурге (Россия).
«На седьмом небе» — выражение, означающее высшую степень радости, счастья, блаженства, восходит к греческому философу Аристотелю (384-322 гг. до н.э.), который в сочинении «О небе» объясняет устройство небесного свода. Инсталляция посвящена стремлению к свободе от тяжести бытия, от рамок и иллюзий, от страхов и времени, от притяжения земли.
Елена Губанова — художник, куратор. Родилась в 1960 году в Ульяновске (СССР). Окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (Ленинград, СССР). Занимается живописью, скульптурой, инсталляцией, видео. Лауреат премии Сергея Курехина (2012, Россия) в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» (совместно с Иваном Говорковым). Работы выставлялись на крупнейших российских и зарубежных площадках, среди которых Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Русский музей (Санкт-Петербург, Россия), Музей Москвы (Москва, Россия), Университет Ка-Фоскари (Венеция, Италия), Художественный музей Челси (Нью-Йорк, США), Kunstquartier Bethanien (Берлин, Германия). Участник параллельной программы биеннале «Манифеста-10» (2014, Санкт-Петербург, Россия) и выставок параллельно с Венецианской биеннале (2011–2019, Италия); многократный участник фестиваля «Киберфест». С 1990 года работает совместно с Иваном Говорковым. Живет в Санкт-Петербурге (Россия).
Иван Говорков — художник. Родился в 1949 году в Ленинграде (СССР). Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (Ленинград, СССР). Занимается философией, психологией, рисунком, живописью, скульптурой, инсталляцией; работает на стыке традиционного искусства и новых технологий. Профессор кафедры рисунка Института имени Репина (Санкт-Петербург, Россия). Лауреат премии Сергея Курехина (2012, Россия) в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» (совместно с Еленой Губановой). Работы выставлялись на крупнейших российских и зарубежных площадках, среди которых Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Русский музей (Санкт-Петербург, Россия), Музей Москвы (Москва, Россия), Университет Ка-Фоскари (Венеция, Италия), Художественный музей Челси (Нью-Йорк, США), Kunstquartier Bethanien (Берлин, Германия), Sky Gallery 2 (Токио, Япония). Участник параллельной программы биеннале «Манифеста-10» (2014, Санкт-Петербург, Россия) и выставок параллельно с Венецианской биеннале (2011–2019, Италия); многократный участник фестиваля «Киберфест». С 1990 года работает совместно с Еленой Губановой. Живет в Санкт-Петербурге (Россия).
Аллегория тревожных состояний — нет любви, нет сопереживания — только тревога. Проект представляет из себя отрежессированную драму в которой актерами являются небрежно наброшенная ткань. Ее «хореография» обеспечена работой вентиляторов разной мощности и театральной подсветкой. Представленный спектакль призван вызывать ощущение беспокойства.
Анна Франц — художник. Родилась в 1965 году в Ленинграде (СССР). Художник, куратор в области медиаискусства. Окончила ЛВХПУ имени Мухиной (Ленинград, СССР) и Институт Пратта (Нью-Йорк, США). Сооснователь некоммерческого культурного фонда St. Petersburg Arts Project, лаборатории медиаискусства CYLAND и фестиваля «Киберфест». Интерактивные инсталляции Франц выставлялись на Московской биеннале современного искусства (Россия), на фестивале Video Guerrilha (Бразилия), на биеннале «Манифеста-10» (Санкт-Петербург, Россия, 2014), в Музее искусства и дизайна (Нью-Йорк, США), Эрмитаже (Санкт-Петербург, Россия), Художественном музее Челси (Нью-Йорк, США), Русском музее (Санкт-Петербург, Россия), Kunstquartier Bethanien (Берлин, Германия) и на других ведущих площадках по всему миру. Работы художницы находятся в собраниях Русского музея (Санкт-Петербург, Россия), Музея искусства и дизайна (Нью-Йорк, США), Центра современного искусства имени Сергея Курехина (Санкт-Петербург, Россия) и фонда Kolodzei Art Foundation (Нью-Йорк, США), а также в многочисленных частных коллекциях. Живет и работает в Нью-Йорке (США) и Санкт-Петербурге(Россия).
Видео-арт
Кураторы: Виктория Илюшкина, Даша Дафис
Участники: Саара Экстрем, Дженни Тойкка, Алёна Терешко, Виктория Илюшкина, Александр Антипин, Александр Борисов.
Проект реализован при поддержке Института Финляндии.
Время неизбежно движется от прошлого к будущему, проходя через настоящий момент. Человечество оставляет на нем отметины, пятна и руины. На пороге больших изменений время работает не так как всегда. Оно растекается, складывается, рвется, позволяя потустороннему, явлениям из другого мира, закрепиться. В 8мм фильме Хельсинский Олимпийский стадион символизирует смену исторической парадигмы. Построенное в 1938 году здание — образец архитектуры функционализма, символ оптимистической утопии и забвения, человеческого пренебрежения историей.
Саара Экстрем (автор), Саара Экстрем (кинематографист), Саара Экстрем (директор), Ээро Тамми (издатель), Саара Экстрем (сценарист), Пьету Корхонен (звуковой дизайн), Хейкки Виенола (актер), AVEK – Центр поощрения аудиовизуальной культуры (спонсор), Фонд Альфреда Корделина (спонсор).
Саара Экстрем работает с видео, фотографией, текстом и инсталляцией. Хронотопы, в которых сжимаются время и место; время, которое питает и разрушает, а также двойственное желание помнить и забыть являются лейтмотивами ее искусства. Саара Экстрем — участница выставок и фестивалей в Европе, Северной и Южной Америке, Азии. Художница является обладательницей многочисленных премий и наград: Финской премии в области медиа искусства AVEK (2018), премии SW Finland (2017), премии Финского общества искусств (1995) и премии Aboa (1994); номинант Ars Fennica и Carnegie Art Award (2010). В 2005 была художником Хельсинского фестиваля.
Проект реализован при поддержке Института Финляндии.
Фильм Маяк (Lighthouse) снят на 16-мм пленку в Базош-сюр-Гион во Франции. В центре работы — дом, спроектированный Алваром Аалто в 1959 г. по заказу коллекционера Луи Карэ и его жены Ольги. Здание построено на возвышении, с которого открывается вид на деревенские просторы, и является заметным пространственным ориентиром. Высокий лес вокруг дома превращает его в капсулу времени, напоминание о той эпохе, когда он был построен.
Фильм исследует идейные и физические границы между архитектурным и органическим, тем, что строят, и тем, что растет. В работе цитируются фрагменты романа Вирджинии Вульф «На маяк» (1927).
Йенни Тойкка (автор), Вилле Пиппо (кинематографист), Йенни Тойкка (режиссер), Эева-Риитта Эерола (режиссер), Йенни Тойкка (редактор), Кайсу Хельтта (другое), Эева-Риитта Эерола (продюсер), Йенни Тойкка (продюсер), Йенни Тойкка (сценарист), Эева-Риитта Эерола (сценарист), Флориан Спитцер (актер), Констанция Лаббе (актер), Frame Contemporary Art Finland (спонсор), Finnish Cultural Foundation (спонсор), Arts Promotion Centre Finland (спонсор), Хейкки Косси (звуковой дизайн), Пьету Корхонен (звуковой дизайн).
Йенни Тойкка — визуальная художница из Хельсинки. Работает в основном с движущимися изображениями. Закончила Академию изящных искусств Хельсинки в 2012 г. Персональные выставки проходили в Sinne, Forum Box, галерее Kluuvi и Хельсинском городском художественном музее — HAM. Работы представлены в коллекциях Фонда Saastamoinen, Музея современного искусства Эспоо (EMMA) и Музея современного искусства «Киасма».
Художница обращается к работе Франсиса Алиса «Лада-копейка».
Видеодокументация перформанса, в рамках которого художница бежит за зеленой «Ладой-копейкой» на фоне современных российских новостроек, безуспешно пытаясь ее догнать. Догнать Франсиса Алиса — перформанс-реинактмент об искусстве в проекции истории.
Алёна Терешко — художница, живет и работает в Санкт-Петербурге. Выпускница кафедры Монументальной. живописи СПбГХПА им. Штиглица (2013). Выпускница программы «Школа молодого художника» фонда ПРО АРТЕ (2013). С 2012 г. — участница объединения «Паразит». Работы выставлялись на коллективных выставках в России и за рубежом.
Пейзажи заброшенного пионерского лагеря.
Детский лагерь советского времени ассоциируется с лучшими временами, с радостным детством. Заброшенная и поросшая лесом, эта территория социализации и инициации детей в светлое будущее, видится сегодня аллегорией времени, разрушения империи и распада идеалов.
Время осталось, а люди из него ушли. Призраки бродят по лагерю.
Видео сопровождается чтением детских страшилок.
Виктория Илюшкина — художник, куратор. Родилась в 1971 году в Ленинграде (СССР). Окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (Санкт-Петербург, Россия); прошла программу «Новые технологии» в Институте «Про Арте» (Санкт-Петербург, Россия). Работала куратором в Государственном центре современного искусства (Санкт-Петербург, Россия), курирует выставки и международный фестиваль видео-арта «Видеоформа» в ЦСИ имени Сергея Курехина (Санкт-Петербург, Россия). Также является куратором видеоархива CYLAND и видеопрограмм фестиваля «Киберфест». Программы Илюшкиной демонстрировались в Молодежном образовательном центре Эрмитажа (Санкт-Петербург, Россия), в медиацентре Made in NY (Нью-Йорк, США), в Германии, Турции, Швеции, Норвегии, Колумбии и Бразилии, а также вошли в параллельные программы Московской и Венецианской биеннале. Она была членом жюри различных международных фестивалей, включая «Мультивидение» (Россия), Oberhausen (Германия), Transmission (Польша), Красноярский медиафестиваль (Россия). Живет и работает в Санкт-Петербурге (Россия).
Постиндустриальный мир разрушил единое классическое пространство города, сделав его фрагментарным, перекроив идентичность людей. Новые технологии (особенно кинематограф) породили медийный город, в котором фрагменты пространства стали лабораторией визуальных эффектов. Использование сложного софта как катализатор сращивания человека (медиахудожника), машины и города в единое целое. При этом вчерашний индустриальный мир (заводы) превращаются в мультимедийные досуговые объекты. В результате получается «смонтированный»город.
Александр Антипин — современный петербургский художник, работающий в сфере компьютерной графики, медиа-искусства, видео-арта. Родился под Саратовом, жил в Сибири. В 1986 году окончил факультет журналистики ЛГУ им. А. А. Жданова. Начинал карьеру как фотограф. В 1994–2003 гг. работал арт-директором в московских и петербургских журналах («Мир Internet», «Aktivist», «ОМ»). Вначале 2000- х увлекся видео и цифровой графикой. В 2006–2011 — старший преподаватель кафедры медиа дизайна и информационных технологий факультета журналистики СПбГУ. В настоящее время преподает медиа-арт в СПбГИКиТ.
«Верхний мир» – традиционное обозначение сверхъестественной среды обитания богов и добрых духов; исток памяти, родина бытия, место абсолютной силы, где царит союз нерушимого закона и сокровенного знания.
Графика «Верхнего мира», являясь частью проекта «Киберборея», посвящена архитектурной скульптуре Петербурга и представляет собой компьютерную обработку авторских фотографий, при которой образы конвертируются в легко узнаваемую современным глазом плоть цифровой фактуры. Античные боги, герои, исторические и легендарные персонажи, мифические животные и даже орнамент рассматриваются в ней не только как эстетически привлекательные объекты, но и как локальная семиотическая система, карта памяти, культурный код, связывающий «личную историю» города с основополагающими смыслами европейской и мировой культуры.
Александр Борисов – медиахудожник, фотограф, дизайнер. Родился в г. Томске в 1976 г. Окончил философский факультет ТГУ (2000), с 2004 года живет в Петербурге. С 1997 по начало 2000-х участвовал в художественной жизни Томска, занимался теорией современного искусства, организовал ряд акций и перфомансов, в том числе «Химическое соединение звуков» (видео, перфоманс), «-1» (перфоманс), «Немое кино» (перфоманс, видеоарт), «Love is…» (видеоперфоманс в рамках 32-й областной художественной выставки), «Мимикрия» (снежные инсталляции в городской среде) и другие. В Петербурге принимал участие в сессиях ТФК (Томского философского клуба) и Философского кафе (ГЭЗ-21). В настоящее время работает в области фотографии и компьютерной графики, разрабатывает теорию «шумовой онтологии медиа-систем» и эстетику «визуального шума», основал виртуальное пространство «Киберборея», в рамках которого ведет ряд проектов, такие как «Верхний мир», «Облака», «Сокрытое в листве», «Over Game».
Представленные на выставке видеоработы посвящены теме взаимодействия человека и архитектурных пространств в историческом контексте и «genius loci». Героями работ становятся сами здания: вилла Алвара Аалто во Франции, новостройки, индустриальные комплексы или заброшенный пионерский лагерь для детей в пригороде Ленобласти. Через перфоманс, хореографию, драматургию, цифровую фотографию и видеоколлажи художники передают эмоциональное ощущение современной архитектуры и ее погруженность в среду. Выставка включает в себя произведения российских и финских видеохудожников. Работа Саары Экстрём об архитектуре Олимпийского стадиона в Хельсинки выставляется в России впервые.
Проект организован при поддержке Института Финляндии в Санкт-Петербурге, Центра финского медиаискусства AV-arkki и CYLAND MediaArtLab.
ВЫБОРГСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. АЛВАРА ААЛТО
Проспект Суворова, 4
В знаменитой библиотеке, построенной по проекту финского архитектора Алвара Аалто, будет предствлена инсталляция Анны Франц “Ужимки и прыжки”, а также пройдут показы двух видеопрограм от CYLAND Video Archive.
Мы привыкли видеть изображения бегущих или прыгающих атлетов на греческих вазах. На пяти амфорах в этой инсталляции изображен тот же сюжет, за исключением того, что, вместо знакомых черных или красных фигур мы видим на них видео, сделанные на основе серии фотографий Майбриджа «Человеческое тело в движении», снятых всего лишь около века назад. Данное произведение 21-го века можно назвать «пост-пост-модернистским», поскольку оно доказывает, что новое – это хорошо (или очень-очень хорошо) забытое старое.
Анна Франц — художник. Родилась в 1965 году в Ленинграде (СССР). Художник, куратор в области медиаискусства. Окончила ЛВХПУ имени Мухиной (Ленинград, СССР) и Институт Пратта (Нью-Йорк, США). Сооснователь некоммерческого культурного фонда St. Petersburg Arts Project, лаборатории медиаискусства CYLAND и фестиваля «Киберфест». Интерактивные инсталляции Франц выставлялись на Московской биеннале современного искусства (Россия), на фестивале Video Guerrilha (Бразилия), на биеннале «Манифеста-10» (Санкт-Петербург, Россия, 2014), в Музее искусства и дизайна (Нью-Йорк, США), Эрмитаже (Санкт-Петербург, Россия), Художественном музее Челси (Нью-Йорк, США), Русском музее (Санкт-Петербург, Россия), Kunstquartier Bethanien (Берлин, Германия) и на других ведущих площадках по всему миру. Работы художницы находятся в собраниях Русского музея (Санкт-Петербург, Россия), Музея искусства и дизайна (Нью-Йорк, США), Центра современного искусства имени Сергея Курехина (Санкт-Петербург, Россия) и фонда Kolodzei Art Foundation (Нью-Йорк, США), а также в многочисленных частных коллекциях. Живет и работает в Нью-Йорке (США) и Санкт-Петербурге(Россия).
В видеопрграмме участвуют работы художников из России, Финляндии и США, посвященные теме взаимодействия человека и пространства: природной среды, экологии и архитектурных сооружений в историческом и культурном контекстах.
Кураторы программы: Виктория Илюшкина, Даша Дафис, Илкка Питканен (Финляндия).
Видеопоказ 1, 9 июля, 16:30
Участники: Илкка Питкянен, Виолетта Гунина, Андрей Калашников, Полина Коротаева, Милья Виит, Симо Саарикоски, Филипп Трапезников, Яна Питенко, Светлана Лысенко, Паси Аутио.
Видеопоказ 2, 14 сентября, 17:00
Участники: Александр Анисимов, Маргарита Лысенко, Татьяна Жуковат, Дмитрий Венков, Марина Фоменко, Андреа Станислав, Людмила Белова, Александра Лерман, Максим Свищев.
Актуальная программа доступна на сайте фестиваля.