Выставка «Интерпретации»

КИБЕРФЕСТ 2017: О ФЕСТИВАЛЕПРОГРАММАВЫСТАВКИСАУНД-АРТ ОБРАЗОВАНИЕУЧАСТНИКИ ГРАФИК РАБОТЫ И БИЛЕТЫ ПРЕССА И ФОТО КОНТАКТЫ

Каталог 10-го КИБЕРФЕСТа – участники, проекты, тексты

«Интерпретации»

Куратор: Елена Губанова (Россия)

26 января — 7 февраля

Научно-исследовательский музей Российской академии художеств
Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Режим работы:
Среда, пятница 12:00-20:00
Понедельник, вторник, четверг, суббота, воскресенье 11:00-19:00
Билеты:
200 р. – взрослый
100 р. – льготный
500 р. – иностранные граждане

2017_01_26_cyfest_ah_8
2017_01_26_cyfest_ah_9
2017_01_26_cyfest_ah_6
2017_01_26_cyfest_ah_23
2017_01_26_cyfest_ah_11
2017_01_26_cyfest_ah_18
2017_01_26_cyfest_ah_21
2017_01_26_cyfest_ah_19
2017_01_26_cyfest_ah_1
2017_01_26_cyfest_ah_22
2017_01_26_cyfest_ah_20
2017_01_26_cyfest_ah_14
2017_01_26_cyfest_ah_16
2017_01_26_cyfest_ah_7
2017_01_26_cyfest_ah_4
2017_01_26_cyfest_ah_2

Фоторепортаж Антона Хлабова

«Киберфест» празднует юбилей: он был основан в Петербурге 10 лет назад художниками и независимыми кураторами как один из первых фестивалей искусства новых медиа в России.

Эксперты и критики пока не пришли к единому мнению, что сейчас можно называть новым медиаискусством. С одной стороны, в новых мультимедийных проектах из поля зрения художника часто выпадает такое важное для классического искусства понятие, как «образ». Линейная композиция заменяется фрагментарностью, нелинейностью. На первый план выходит интерактивность, то есть размывание границ авторства. Художник делится со зрителями возможностью достроить некое событие в рамках используемой технологии; он все больше превращается в дизайнера или конструктора завлекательной игры, создателя виртуальной реальности, связей и отношений, исчезающих при команде «disconnect».

С другой стороны, в рамках больших мультимедийных выставок многие художники и кураторы продолжают искать ответ на старые вопросы: как вместить технологию в искусство, а искусство в технологию; что можно назвать искусством в новых технологиях, по каким критериям его оценивать?

Мультимедийные выставки, которые нескончаемой чередой идут в традиционных музеях всего мира, показывают актуальность темы. Для музея это попытка обновления «территории», налаживание отношений с современным искусством, борьба против превращения в «кладбище шедевров». Для художников это возможность определить свою позицию по отношению к традиционному искусству и вписать классическое наследие в современный художественный контекст.

Интерпретация (художественное истолкование) произведения была распространена еще в эпоху Возрождения. Известны конфликты Микеланджело с Рафаэлем по причине заимствования фигур и сюжетов. В истории искусств мы можем проследить интерпретации целых стилей, которые, в свою очередь, вырастали в новые стили и направления.

Среди копий картин Рафаэля и Тициана в огромных залах академического музея современными художниками выстраиваются пластические и смысловые рифмы к произведениям других эпох.

В Тициановском зале царит дух музеев Европы. Во всех представленных здесь работах действие замедлено и похоже на сон или воспоминание. Это точно соответствует теме экспозиции: всматривание, переосмысление, интерпретация.

Известный бельгийский медиахудожник Коэн Тейс создал своеобразный оммаж голландским цеховым портретам XVII века. Огромная видеопроекция предстает перед нами этаким портретным полотном, где постаревшие рок-музыканты изображены как обессилевшие герои проигранной битвы. Темный фон, корпусный свет на лицах, бутафорская одежда, блестящие «латы» инструментов — это цеховой портрет наших современников.

Как однажды признался американский классик видеоарта Билл Виола, ему всегда хотелось, чтобы классические полотна ожили. На нашей выставке знаменитый корейский художник Ли Ли Нам применяет компьютерную технологию «оживления» картин в своих видеоработах. Знакомые сюжеты меняются на глазах: персонаж Ван Гога переходит в пейзаж Хокусая; в застывшем голландском натюрморте двигается только отражение в стеклянной вазе; молоко в бессмертном шедевре Вермеера льется в бесконечность.

Работа почетного гостя фестиваля, классика итальянского искусства Фабрицио Плесси — своего рода гимн венецианской живописи и в то же время философская притча: камень, брошенный в поток (метафора события), меняет цвет воды, но не ее сущность (текучесть, движение во времени).

Еще один важный вопрос — почти мгновенное «старение» технических носителей информации. Художник любого направления, особенно выросший на традициях модернизма, подсознательно или сознательно делает работу «на века». Но бесконечное обновление и скрытая в конкретной технике ограниченность возможностей подрывает его реализацию «бессмертия». Нередко можно видеть на выставках произведения в «смешанном стиле». В одном проекте художник соединяет живопись и проекцию, классическую скульптуру и кинетику, деревянный рельеф и экран. Скажем, работа петербургского художника Виталия Пушницкого «Ожидание» — это попытка наглядно показать, как старая живописная форма может сосуществовать с новейшими средствами дополненной реальности. При этом они не разрушают друг друга, а оказываются взаимно зависимыми.

В этом же зале представлено видео «Кайрос» американской художницы Сьюзан Клейнберг, где речь идет о микро- и макрокосмосе искусства. Проработав два года в реставрационной лаборатории Лувра с микроскопом и камерой, Клейнберг сняла удивительный фильм, в котором статуя богини Иштар предстает перед зрителем как фантастическая планета.

Один из проектов, уже имеющих историю экспонирования в музее, — это «Репетиция», инсталляция признанного классика отечественной арт-сцены Ирины Наховой. Работа спровоцирована картиной Эдуарда Мане «Мертвый тореадор» и посвящена вечной теме осознания смерти. «Любая репетиция здесь превращена в реальность спектакля, всякая копия обладает мощной энергией оригинала. Нарцисс поглощен собственной красотой и отражением. И только раздающийся время от времени резкий звук спасает его от безвременной смерти в воде ручья», — пишет автор о своей инсталляции.

Работа Людмилы Беловой «Посвящение Вермееру» напрямую  соединяет пространство и время картин голландского живописца с сегодняшним днем. Завороженная тишина залов и коридоров Эрмитажа тонко обыграна петербургской художницей в оммаже великому мастеру.

Александра Дементьева в своих масштабных произведениях много и плодотворно работает с темой интерактивности. Ее впечатляющий витраж-инсталляция «Невыносимая легкость» обыгрывает представления современного человека о чуде. В интерпретации бельгийской художницы изменение классического мировосприятия происходит незаметно, постепенно, однако носит кардинальный характер.

На выставке есть и произведения, не требующие от зрителя искушенности в истории искусств. Итальянец Донато Пикколо в своей работе «Анахронизм» напрямую использует репродукции картин старых мастеров, с большим чувством юмора предлагая интерпретацию величайших шедевров XVII и XIX веков.

В Рафаэлевском зале, где размещены интерактивные и кинетические проекты, художник Александр Шишкин-Хокусай представляет авторскую версию мифа об Икаре и ироничный оммаж Жак-Луи Давиду с его «Смертью Марата». В работе «Ванна Марата»трагичность двух историй о творческом стремлении изменить мир переведена в гротеск. Увеличенная детская игрушка становится зловещей фигурой.

Группа «Куда бегут собаки» из Екатеринбурга — признанные мастера новых медиа. В инсталляции «Поля 2.1» они создают иллюзию наличия сознания у неживой материи. «В качестве признака, позволяющего зрителю интерпретировать “неодушевленное” как “осознающее”, выбран образ движущегося глаза», — объясняют сами художники. Работа сделана по всем законам мультимедийного объекта: есть в ней и технологичность, и интерактивность, — а в рамках нашей выставки, в среде господства другого стиля, она наполняется дополнительными смыслами.

Работа американского художника Игоря Молочевского переводит визуальный язык простого видеонаблюдения в графический набросок — как будто автор рисует в блокноте историю, быстро следуя за своими воспоминаниями, ничего не выделяя и ни на чем не останавливаясь.

Иван Говорков и Елена Губанова в инсталляции «Даная» заново пересказывают древнегреческий миф. Главным героем тут становится свет. Световой зайчик «оживляет» материю своим прикосновением, заставляет ее вздрагивать, одновременно представляясь художниками животворящим светом, летящим во вселенной, и античным богом Зевсом из истории о Данае.

В гротескном натюрморте «Оратория чайного гриба «Ведьмины кольца» московские художники Сергей Катран и ::vtol:: (Дмитрий Морозов) опровергают понятие «мертвая натура». Заманчивое нагромождение таинственного стекла, светящегося, как в натюрмортах малых голландцев, оказывается наполненным жизнью и звуками. Эта жетема — мнимое оживление или мнимая смерть — обыгрывается в работе Анны Франц из серии «Взрыв банки сгущенного молока, когда выкипела вода».

Такое важное направление, как мэппинг, представлено работой петербургской художницы Марины Алексеевой. Ее новый проект«Лифт» — иронический комментарий к дорогостоящим зрелищам. Бесконечно снует лифт-проекция в окнах музея, передвигая вверх и вниз профанную жизнь среди вечной красоты академизма.

Участники выставки «Интерпретации» — из разных стран и городов, но их объединяет исследование происходящих в мире изменений: скорости жизни, скорости передачи информации, ощущения человека в пространстве. Многие из этих художников прибегают в своих работах к интерпретации классики, тем самым демонстрируя глубокую взаимосвязь новых и традиционных форм искусства.

Елена Губанова

Участники:
Марина Алексеева (Россия), Верность. Верность. Верность. Оммаж Яну Фабру
Марина Алексеева (Россия), Лифт
Людмила Белова (Россия), Посвящение Вермееру
Елена Губанова, Иван Говорков (Россия), Даная
Александра Дементьева (Бельгия), Невыносимая легкость
Сергей Катран, Дмитрий Морозов aka ::vtol:: (Россия), Оратория чайного гриба «Ведьмины кольца»
Сьюзан Клейнберг (США), Кайрос
Группа «Куда бегут собаки» (Россия), Поля 2.1
Игорь Молочевский (США), Переходное состояние
Ли Ли Нам (Южная Корея), Молочница
Ирина Нахова (Россия), Репетиция
Донато Пикколо (Италия), Анахронизм
Фабрицио Плесси (Италия), Всплеск
Виталий Пушницкий (Россия), Студия. Ожидание
Коэн Тейс (Бельгия), Death Facking Metal
Анна Франц (Россия-США), Взрыв банки сгущенного молока, когда выкипела вода
Александр Шишкин-Хокусай (Россия), Ванна Марата

 

О кураторе

Елена Губанова
Художник, куратор. Родилась в 1960 году в Ульяновске (СССР). Окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (Ленинград, СССР). Занимается живописью, скульптурой, инсталляцией, видео. Основной интерес Губановой как художника — раскрытие понятия времени-пространства в социальном контексте, презентация научных открытий образным языком искусства. Лауреат премии Сергея Курехина (Россия, 2012) в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» (совместно с Иваном Говорковым). Работы выставлялись на крупнейших российских и зарубежных площадках, среди которых Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Русский музей (Санкт-Петербург, Россия), Музей Москвы (Москва, Россия), Университет Ка-Фоскари (Венеция, Италия), Художественный музей Челси (Нью-Йорк, США), Kunstquartier Bethanien (Берлин, Германия). Участник параллельной программы биеннале «Манифеста 10» (Санкт-Петербург, Россия, 2014) и выставок параллельно с Венецианской биеннале (Италия, 2011, 2013, 2015); многократный участник фестиваля «Киберфест». С 1990 года работает совместно с Иваном Говорковым. Живет в Санкт-Петербурге (Россия).
www.elenagubanova.com